Что такое эргономика, и зачем она нужна текстильному декоратору?

Полагаем, что вы не впервые слышите слово эргономика, а возможно, вы успешно пользуетесь принципами этой науки для того, чтобы создавать наиболее комфортные интерьеры для своих клиентов.

В этой статье вы узнаете:
1. Что такое эргономика и каковы её принципы? Примеры эргономичных решений для разных типов помещений.
2. Чем обусловлена важность эргономики?
3. Роль эргономики для декоратора.
4. На что полагаться при создании эргономичного дизайна?

Для начала, нам нужно разобраться с вопросом «Что такое эргономика?»

Любой декоратор, любой дизайнер при разработке интерьера ориентируется на эстетику и образ жизни владельцев дома. В проект комфортного пространства заложены ежедневные действия каждого, кто будет пользоваться комнатой. Эргономика объединяет правила, помогающие создать продуманный, уютный дизайн

Эргоно́мика (от др.-греч. ἔργον — работа и νόμος — «закон») — в традиционном понимании — наука о приспособлении жизненного пространства человека для наиболее безопасного и эффективного проживания, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

Эргономика рассматривает вопросы организации пространства
Пример зонирования пространства в квартире-студии

Мы обязаны думать не только о стиле и эстетике, но и о том, насколько человеку будет удобно жить в том или ином интерьере.

Первым основополагающим принципом эргономики является разделение жизненного пространства (квартиры) на функциональные зоны:

•  Коммуникационное пространство (прихожая, коридоры);
•  Пространство межсемейного общения (общая комната, гостиная);
•  Рабочее и учебное пространство (кабинет, место для занятий школьника, рабочее место);
•  Пространство для приготовления и приема пищи (кухня, кухня-столовая);
•  Пространство для восстановления и личной гигиены (санузел, ванная комната, тренажер);
•  Пространство для сна, индивидуальное пространство (спальня, детская, личная комната, место для сна);
•  Пространство для любимых занятий, хобби (студия, мастерская, отдельное место за столом);
•  Зона хранения (кладовка, подсобное помещение, шкаф, полка).

Вторым основополагающим принципом эргономики является учет состава семьи клиента, и будущих изменений в ней. Кроме того, нужно думать о: возрасте, социально экономическом положении, культурно – образовательном уровне людей, для которых создаётся интерьер.

Если вы будете недостаточно осведомлены об этих особенностях, то, скорее всего, вы создадите не наилучший для этой конкретной семьи вариант интерьера.

Наша задача – создать эстетичное и уютное пространство заботясь о клиенте. И именно эргономика позволит нам выполнить эту задачу на 100% и получить довольного клиента.

Давайте рассмотрим те принципы, полагаясь на которые, вы сможете создать комфорт для своих клиентов, на примере нескольких помещений.

1. Эргономика зон отдыха опирается на антропометрические данные человека, особенности его тела.

2. Эргономика кухни.

Дизайн учитывает удобство передвижения, практичность используемых материалов, доступность посадочных мест, удобство подушечек для стульев, доступность полок с посудой и т.д.

Максимальный комфорт для готовки и приёма гостей.
Гарнитур в узком помещении располагается линейно. Небольшие пространства эргономично займут П-образные и угловые модели.

Современные технологии снабжают кухню множеством техники. Профессионал заранее продумывает, какие предметы в будущем будут необходимы клиенту. Нужно заложить эти желания в интерьер. Даже если сейчас у клиента нет возможности приобрести кофеварку или блендер, продумайте, где их установить.

От расположения техники зависит размещение розеток.
При условии, что установлены все желаемые бытовые приборы, должно оставаться достаточно пространства для приготовления еды. В дизайне маленькой кухни рабочая поверхность обустраивается на подоконнике.

3. Эргономичное рабочее место повышает эффективность труда. 

Удобные стулья с приятной обивкой, эргономичный стол, который учитывает оптимальное положение человека, сидящего за ним, доступность предметов на столе и на полках.

Всё это повышает эффективность работы в разы. Когда вы предложите клиенту комфортное кресло, с потрясающей, приятной к телу обивкой, он будет в восторге.

Размеры мебели в рабочем пространстве зависят от физиологии человека, для которого предназначен кабинет. Размер столешницы – не менее 120 см2, что позволяет положить локти на поверхности при работе за компьютером. Все необходимое размещается в зоне охвата руками. Светильник устанавливается так, чтобы сидящий не отбрасывал тень на рабочую поверхность. Поверхность стола не должна бликовать.

Самое комфортное для глаза – естественное освещение, и стол должен располагаться близко к окну. Нужно избегать расположения «спиной к окну». Иначе, взгляд постоянно направлен в темный угол комнаты, что негативно сказывается на зрении. Центр монитора размещается чуть ниже уровня глаз, на расстоянии 50 см от лица.

Так много деталей, которые нужно учитывать и анализировать. Эргономика актуальна не только для дизайнеров, но и для декораторов.

Какую всё-таки роль играет эргономика для текстильного декоратора?

Декоратор подбирает практичные ткани для каждого отдельного типа помещений. Удобство текстиля в эксплуатации, аксессуары, удобство использования которых, напрямую формирует настроение клиента, правильное освещение, удобно расположенное и практичное, и тысяча мелочей, которые создают уют и комфорт для жизни.

Декор влияет на психологию человека, именно поэтому он тесно связан с эргономикой, ведь она заботится не только о комфорте с точки зрения физиологии, но и о ментальном здоровье клиентов. Об этом мы поговорим немного позже.

А сейчас, рассмотрим более конкретный пример того, как декоратор должен работать с требованиями эргономики.

Самый простой пример – эргономичность расположения карнизов.

Что сделать, чтобы клиенту было удобно использовать ваши шторы?

Здесь, перечислены минимальные требования к расположению багета. Эти требования обеспечат комфорт и практичность в эксплуатации штор.

Он должен:
• Находиться не ниже 5 см от верхней грани оконного откоса.
• Выступать в стороны за пределы окна на 30-50 см.
•  Отстоять от оконного проема так, чтобы шторы не цепляли радиаторы и подоконник.

Перечисленные критерии основаны на эргономике. Вы получаете:
•  полное открывание штор с максимальным световым проемом;
• возможность ставить окно на проветривание с задернутыми занавесками;
•  удобство при зашторивании гардин.

Таким образом, на первом месте для декоратора должно стоять удобство, а потом уже дизайн. Если неудобно, то какой смысл в этой красоте?

Вряд ли клиент её оценит, если будет постоянно думать о том, как ему неудобно зашторивать гардины.

Почему важно соблюдать принципы эргономики?

Давайте выстроим логическую цепочку.

Дом – это единственное место, где человеку дано полностью расслабиться, отдохнуть от работы и забот, да и попросту полениться.

Таким образом, дом – самое комфортное место в жизни человека. Непозволительно, жить в доме, где отсутствует уют, удобство и приятная атмосфера. При отсутствии вышеперечисленных факторов, человек находится в стрессе, он не может расслабиться, теряет работоспособность.

Однако, ваш клиент пришёл к вам за тем, чтобы именно вы сделали его, пока что, посредственную квартиру, уютным гнёздышком.

Вы профессионал, который призван справиться с этой задачей. Когда вы обратите внимание на эргономику создаваемых вами интерьеров, у вас станет в 2 раза больше довольных клиентов, к вам станут обращаться в 2 раза чаще.

Скамья в парке Гуэль

Как сделать помещение эргономичным? На что положиться?

Для этого, вам нужно обладать определёнными знаниями, которые есть в интернете в свободном доступе.

Различные книги и статьи по эргономике, с помощью которых можно «прокачать» свои знания в этом нелёгком вопросе. Однако, самое главное, у вас должен быть ответ на вопрос «А мне бы было так удобно?»

Мы все разные, но мы часто схожи в своих физиологических и психологических потребностях, в определённых человеческих факторах.

Интересный факт: Известный испанский архитектор Антонио Гауди при строительстве парка Гуэль в Барселоне, спроектировал змеевидную скамейку, выложенную цветной керамической мозаикой.

Эта скамья – первая в мире анатомическая скамейка. На ней очень удобно сидеть, спина отдыхает, мышцы расслабляются. Чтобы добиться этого, Гауди сажал своих рабочих в ещё не застывший цемент, и по слепку сделал такую невероятно удобную скамью.

Очень наглядный пример, который иллюстрирует схожесть всех людей. Поэтому, при работе с эргономикой, в первую очередь задайте себе вопрос «Удобно ли это?»

Мы обозначили довольно простое понимание об эргономике, однако, для того чтобы эффективно работать в рамках этой науки, необходимо владеть углублёнными знаниями. Сейчас, мы рассмотрим эргономику дизайна немного глубже.

Для начала, следует точнее определить спектр проблем, где дизайн и декорирование сталкиваются с эргономикой лицом к лицу, где эргономика должна помогать им решить определённые проблемы.

Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при решении следующих задач:
1) размеры, форма и другие общие свойства пространства;
2) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;
3) совместимость деятельности людей и окружающей среды;
4) основные типы мебели, принадлежностей, оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;
5) расположение мебели, приспособлений и оборудования;
6) группы людей и виды деятельности, требующие специальных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности;
7) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;
8) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

Эти проблемы решаются с помощью эргономики, здесь декорирование, дизайн и архитектурное проектирование обращаются к ней.

Кроме того, мы обязаны объяснить, какими человеческими факторами следует руководствоваться при работе по принципам эргономики.

Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

Гигиенические (гигиена — греч. Hyhieinos — приносящий здоровье) факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению (микроклимату)

Если говорить о психологических моментах, то они связаны, прежде всего, с психологией труда: психологические особенности личности; психологические особенности внимания; роль психологического климата в коллективе.

Психологические особенности личности — совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.).

К основным психологическим особенностям личности относятся:
• мировоззрение, т.е. система взглядов на окружающие явления в природе и обществе;
• интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные запросы, вещизм и пр.);
• черты характера личности, т.е. совокупность стержневых психологических свойств,
накладывающая отпечаток на поступки, всю жизнедеятельность (инициативность,
добросовестность, нерешительность и пр.);
• способности и одаренность, т.е. предрасположенность к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности;
• сила нервной системы (её работоспособность) и тип нервной системы личности, который предопределяет скорость перехода от одной деятельности к другой.

Для текстильного декоратора наиболее важными являются психологические факторы. Ведь атмосфера и визуальная составляющая интерьера напрямую влияют на настроение человека.

Понимание черт характера клиента, его мировоззрения и интересов поможет вам выбрать нужный стиль, цвет и аксессуары, которые придутся по вкусу, не будут раздражать, станут самыми любимыми и удобными.

Ни в коем случае не делайте всё сугубо по своему вкусу, советуйтесь с клиентом, ведь ему жить в созданном вами интерьере. Направляйте и советуйте, интересуйтесь привычками и любимыми занятиями клиента. Это поможет вам в согласии с эргономикой получить лучший вариант интерьера для конкретного заказчика.

Представляли ли вы когда-то что дизайн и декор нуждаются в таком глубоком анализе личности человека. Здесь важно быть своего рода психологом, чувствовать клиента, учитывать его пожелания, быть с ним на одной волне, читать между строк…

Этот, достаточно ёмкий анализ – пример того, как эргономика определяет вектор работы декоратора и дизайнера. Она устанавливает определённые правила, которые, с одной стороны облегчают, а с другой, усложняют задачу создания стильного интерьера.

Декор – это творчество, полёт фантазии, но в определённых рамках, которые установлены человеческими потребностями. Нельзя сказать, что это плохо, ведь дизайн создаётся для людей.

Будьте креативны и эргономичны в своих решениях.

ДРУГИЕ СТАТЬИ