Александр Смага - основатель и идейный вдохновитель smagadesign Член жюри конкурса топ текстильных декораторов Украины

О дизайне и архитектуре,
о трендах и новых идеях,
о конкурсах и открывающихся возможностях,
о перспективах развития сотрудничества архитекторов и декораторов.

Представьтесь, расскажите о себе и своей студии.

«SMAGADESIGN, на рынке Украины с 2004 года, работает в сфере создания индивидуальных архитектурных и дизайн проектов.
С 2009 года – активно работаем и за пределами Украины. В послужном списке: страны Африки и Азии и конечно Европы. Германия – Франкфурт на Майне, Венгрия – Будапешт, Польша – Варшава, Италия – озеро Комо. Практически все Европейские объекты – исторические, архитектурные памятники, поэтому в процессе работ приобретен большой опыт реставрационных работ.

Имея богатый международный опыт – можем выполнять проектные работы любой сложности и в любом стиле, учитывая все Европейские стандарты и технологии. А также полный комплекс всех строительных и отделочных работ, полная комплектация объектов, авторский и технический надзор.»

Расскажите о своих предпочтениях в профессии? Как относитесь к классике? Основное направление есть?

Не ставлю перед собой задачу идентифицировать себя в определенной стилистике. Мы видим по топовым украинским дизайнерам, что они узнаваемы, если не сказать больше – одинаковы. Мне всегда было интересно работать с разными клиентами и разными стилями. Это помогает нам не остановиться в профессии, постоянно экспериментировать и миксовать.

Да, я люблю классику. Очень хорошо получается и есть свой клиент в этом направлении. Но на 5 лет классики не стало после всем известного видео – «Пшонка-стайл». Мы занимались это время другими проектами. На самом деле, важен подход и отношение к работе и стилистике.

Как же текстиль без классики. В современном интерьере текстиля практически нет.

Ваше отношение к трендам, которые диктуют ежегодно новые веяния и направления. Оперируете в своих проектах этими тенденциями?

Достаточно редко.

Если классический дом обособленный и строится навсегда.

Если это современное временное жилье и ремонт в квартире или переезд в другое жилье лет через 10.  Тренды это сиюминутное, если сделать все в тренде, то как жить в этой квартире через год, когда это уже будет немодно? Это больше к декору относится – текстилю, когда можно через полгода – год сменить тюль и шторы, условно. Что же касается самого интерьера, то начинается все с концепции. Если мы будем думать только о тренде, то ничего не получится. Не обращая внимания на тренды, у нас есть работы, которые сделаны в 2004 году, они и сейчас актуальны, и современны. Мы не шли за сиюминутной модой, мы сами ее создаем.

Какое место в Ваших интерьерах занимает текстиль?

Работа декораторов на объекте, по сути, последняя в интерьере. У архитекторов не хватает времени и терпения, тогда делегируем полномочия. Если есть группа или один декоратор, который проникся идеей и интерьером, то это чувствуется без слов. Если энергетика и флюиды пошли, то все будет замечательно. Если почувствовал, что зашло, значит получится. Это же касается заказчиков.

 

Говоря о классических интерьерах, существует много карнизных систем и технологий пошива. Чем раньше декоратор появится на объекте, тем профессиональнее мы сделаем свою работу. Почему к нам обращаются в последнюю очередь?

Возможно, все это индивидуально.  Мы закладываем изначально все, дает вопросник заказчику – будет ли это карниз либо ниша, электроприводы. У нас есть визуализация, концепция, частично воплощённые работы на объекте и людям, занимающимся текстилем ставим исходя из этого задачу.

Если у декоратора есть свои интересные мысли и идеи, то мы дополняем.

Текстильщики работают с нами по техзаданию, поскольку это наш объект, наш интерьер, мы его вынашиваем и впускаем в него на том этапе, как нам кажется тех или иных подрядчиков.

Может ли текстильный декоратор внести свои идеи, когда входит на объект в конце – изменить форму штор, цвет?
Да, если это классно и вписывается, и на этом этапе нет необходимости убрать пол стены и подвести кабель или что-то еще.

Какие у Вас требования к специалистам, занимающимся текстильным декором?

Первое, это опыт. Не доверюсь выпускнику швейного училища или другого вуза.

Мы не работаем с компаниями, мы работаем с людьми. Я доверяю людям. Если я проработал с человеком от начала и до конца, и я уверен в нем и его слове, мне не важно чем он занимается.

Даже в нашей стране можно работать приятно и ровно с хорошими специалистами в своей нише с опытом в своей работе.

 

Как декоратору привлечь Ваше внимание? Можно ли начать с Вами работать? Участвуя в конкурсе или иные варианты?

Сложно сказать, знаете, очень часто звонят менеджеры и предлагают сотрудничество, но мы о них не имеем ни малейшей информации и отзывов. В каждый период времени я отвечал по-разному. Например, говорю о том, что мы на рынке более 15 лет, у нас есть имя и репутация. Естественно, я не поеду на такую встречу с неизвестным мне человеком.

Мы работаем с проверенными надежными людьми, которые понимают с полуслова и с кем мы сдали не один объект.

Новые лица у нас появляются, когда у нас большой объект и не справляются с объемами наши подрядчики либо конфликт, когда не нашли взаимопонимание со старыми коллегами и друзьями. Тогда нам открывается эта ниша, которую нужно заполнить.

Мы знакомимся случайно на выставках, начинаем наблюдать друг за другом и в какой-то определенный момент мы понимаем, что профессионально не можем обойтись друг без друга.

При этом я очень не люблю навязчивость.

 

Идея создания Биржи текстильных декораторов принадлежит Вам – создать список и провести конкурс, чтобы понять кто лучшие и хуже.

Такие конгломераты мнения должны быть во всех сферах. Мы должны находить таких специалистов на специальных площадках, по сути дела это – рынок труда. Где архитекторы и дизайнеры могут найти нужных людей, возможно комментарии там должны быть плохие и хорошие. Это классная глобальная тема, мне кажется, это будет работать. Заказчику также нужны мебельщики, текстильщики, архитекторы.

 Как раз для того, чтобы классифицировать мы проводим конкурс – ТОП 10 лучшие, ТОП 30, ТОП 100 – рейтинг будет важен в бирже. На что Вы будете обращать внимание, как член жюри?

Визуализация. Как и в дизайнерских конкурсах можно проследить менеджмент. Это творческая работа, от визуализации которой очень многое зависит. Красивая и правильная подача должна быть.

Наш заказчик – большие деньги любят тишину. И примерно 70% наших работ мы на финише не можем красиво отснять, т.к. после сдачи объекта – двери закрываются.

Когда речь идет о конкурсах или качественной фотосъемки, у текстильщиков тоже есть такая проблема, фотографии в контражуре окно с телефона это не то. Нужно научиться делать визуальную картинку и показывать свою работу.

На этапе принятия визуальной подачи выясняем чья работа – дизайнера или текстильного декоратора и можем далее говорить о сотрудничестве. Выясняем подходим ли мы друг другу, подходит ли заказчику цена.

Когда мы говорим о творчестве, это творчество. Когда говорим о финансовом вопросе мне удобно, чтобы сбрасывали калькуляции.  Тут включаются и сроки, и предоплата. Я несу некоторую коммерческую ответственность за то, что будет сделано. Если мы этот этап довели до конца и сдали объект, тогда можно говорить о долгосрочном сотрудничестве.

Срок давности работы имеет значение? Текстильные проекты имеют ограничение?

Классика бессрочная, современный интерьер морально устаревает. Если актуальность своя утрачена, мы снимаем проект.

Вы являетесь организатором дизайнерского пространства на конкурсе дизайнеров и архитекторов. На что обращаете внимание как организатор?

Я участвую в этих выставках как архитектор. Мы придумываем и реализуем зону дизайна, мы делаем концепт и как оно должно выглядеть. Оценивают меня, а не я.

Если это конкурс, то это портфолио – щиты с фотографиями (визуал) и так далее. Визуальный эффект – у архитектора и заказчика. Должно зацепить и тогда цена значение не имеет.

Вы сделали проект для заказчика, вложили туда душу и есть необходимость показать это другим, чтобы они оценили ваш труд, вашу профессию.

У Вас в соцсетях мелькает фраза «Баланс и гармония» – о чем это?

Госпожа Лавацкая когда-то сказала, что истина — это гармония и баланс. И в работе, и в жизни – это девиз студии и мой по жизни. Хотим этого достичь в интерьере и жизни.

 

У Вас есть хобби, увлечения?

Спортзал, путешествия. Когда Ваше хобби совпадает с Вашей работой это тоже истина. Могу работать после работы — это тоже хобби.

Антидизайн – что не любите?

Мы работаем с подрядчиками и партнерами, у которых хороших вкус. В основном, видел это в Интернете. Ляпы – ошиблись в высоте не наши люди. За ночь отшили весь дом по новой.

Как относитесь к семейной работе, когда муж и жена?

Категорически против. У супругов должны быть разные профессии.

Ваши рекомендации новичкам. Как себя им проявлять?

Если Ваша работа любимое дело и Вам рассказывают, что это плохо и не красиво, дорого и т.п. – не слушайте, идите дальше. Все приходит с опытом. Если Вы видите впереди звезду и идете к ней, Вы всего добьетесь!

Стоит ли сейчас в нынешних экономических условиях открывать Luxury студию штор или студию дизайн?

Да. У нас в стране либо эконом-сегмент, либо вы сидите в Luxury-сегменте и у Вас один клиент, но в результате заработаете в 3 раза больше. Эта ниша всегда будет.

Большая зона риска, ответственности и конкуренции.

Здесь больше возможностей архитектору и дизайнеру реализовать свои идеи и мысли.

Как выйти на VIPклиентов?

Главное не зайти, а правильно выйти.

Что у Вас работает маркетинг или рекомендации?

Рекомендации – это практически 70% успеха. Если он захочет увидеть больше работ, то зайдет в соцсети, это вторично.

 Могли бы перейти в онлайн-работу в вашей нише?

Да, у нас есть проекты в Польше. Авторский надзор в Киеве мы стараемся проводить онлайн, на работе находятся прораб и доверенные лица.

Лакшери любят, когда их кружат – не любят онлайн. Встреча в салоне -чай, кофе, общение. Им нужно убедиться, что они правильно потратили крупную сумму денег.

Планерки, авторский надзор я бы перевел в онлайн.

Утвердить ткань онлайн трудно, ее нужно смотреть, пощупать. Можно утвердить онлайн, но, когда у заказчика все будет реализовано, ему результат может не понравиться, а виноваты будем мы. В нашей стране это так.

 

Встречалось ли в Вашей практике, что Вы отказывались от работы с определенными заказчиками?

Да, неоднократно. В свое время для наработки опыта мы брали все объекты. Сейчас есть статус, опыт и желание работать с удовольствием, в кайф.

Заходя на объект – мы практически становимся членами семьи за год-два работы с заказчиком. Тратить два или три года жизни на чужие проблемы, мне не нужно.

Мы создаем баланс и гармонию. Я готов фильтровать заказчиков.

Если мы все будем это делать, то тогда придем к цивилизованному Западу и к понимаю ценности нас как личности и профессионалов.

 

В глянцевых журналах существует практика, публикации проектов, когда наряду с фотографией указываются имена дизайнеров, архитекторов, отсутствуют имена текстильных декораторов. Можно ли изменить это отношение к текстильным декораторам?

Да, конечно. Наверное, и я допускаю эти погрешности.

Хотя, мы пишем всю информацию по техзаданию от журналов, это к ним обратитесь, пусть добавят.

ДРУГИЕ СТАТЬИ